Форум » ТЕМЫ, ИДЕЙНО БЛИЗКИЕ ТСК » ШКОЛА ЖИЗНИ » Ответить

ШКОЛА ЖИЗНИ

max: В материалах Рассылки@Mail.Ru "Беседы об Истине" (<mailer@list.ru> http://besedy.ucoz.ru/publ/) обнаружил тему, которая, на мой взгляд, очень созвучна эволюционной концепции ТСК... Решил поэтому изборочно размещать эти материалы на нашем форуме..., с перманентным продолжением... ШКОЛА ЖИЗНИ Утверждение, что жизнь - это школа, стало настолько расхожим, что превратилось в банальность. Что, однако, ничуть не отменяет его истинности. Но повторять эту фразу, подобно магическому заклинанию, - мало. Важнее понять, как нам всем извлечь наибольшую пользу из обучения в школе жизни. И почему многие люди, как это может показаться, попадают в категорию "двоечников". В чем причина массовой неуспеваемости? Начать стоит с того, что далеко не все люди воспринимают жизнь как школу - на глубинном уровне. Да, некоторые события учат их полезным знаниям и навыкам. Но если взять жизнь в целом, во всем ее многообразии - люди считают ее совокупностью случайных и непредсказуемых факторов, в которых нет ни смысла, ни цели. По всей видимости, ими руководит примитивная логика - "если я этого не понимаю, значит понять это невозможно". По каким признакам можно понять, что человек не воспринимает жизнь как школу? В его речи и мыслях проскальзывают такие фразы, как "мне не везет", "мне повезло", "такова моя судьба", "это вышло случайно", "такова высшая воля, которой нам никогда не понять". Есть мнение, что подобный фатализм помогает индивидууму достичь душевного равновесия и примириться с событиями, которые он не в силах изменить. Но за счет чего происходит такое "примирение"? За счет угасания в человеке осознанности. Отказавшись от осознанности, человек постепенно опускается на уровень примитивных реакций, удовлетворения своих инстинктов и потребностей. Достойна ли такая жизнь человека, или она более подобает низшим существам? Каждый может сам ответить на этот вопрос для себя. Уходя от осознанности, человек уходит и от ответственности за свое обучение в школе жизни. Но жизнь остается школой даже для тех, кто отказывается это признавать. Школа не дает никаких поблажек, у нее нет любимчиков. Если мы не выучили урок - цикл обучения будет продолжаться снова и снова. Школа жизни во многом отличается от общеобразовательной школы. Возможно, это - еще одна причина, по которой нам сложно увидеть себя в роли учеников. Когда ребенок поступает в школу, родители терпеливо объясняют ему, что такое школа и как следует учиться. Когда мы приходим в мир, скорее всего никто не говорит нам, что жизнь есть школа. Мы должны догадаться об этом самостоятельно. Все поступающие в обычную школу ученики - приблизительно одного возраста и уровня развития. Они проходят одну и ту же программу, занимаются по одинаковым учебникам. Но в школе жизни все обстоит иначе. Все ученики очень разные по возрасту, по способностям, а также по множеству других факторов. И программа у каждого ученика также своя, непохожая на программу другого. Какие выводы из этого следуют? Невозможно однозначно отличить "двоечников" от "отличников" по каким-то внешним критериям, без учета заданий, над которыми они работают. Мы также должны проявлять большую осторожность, пытаясь руководствоваться опытом других. Возможно, это - совсем не тот опыт, который необходим нам на нашем уровне обучения. Это утверждение понятно, когда речь идет об опыте какого-то нашего знакомого. Но что если чужой опыт оформлен как освященная веками и уважаемая традиция? Должны ли мы преклониться перед авторитетом только потому, что он кому-то и когда-то помог, но не помогает нам? Должны ли мы закрывать глаза на то, что эффективные для кого-то методы совершенно "не работают" для нас? Должны ли мы ломать себя, принимая то, к чему в глубине души чувствуем отторжение? Если мы осознаем, что занимаемся в школе жизни по своей индивидуальной программе, нам легче отвечать на подобные вопросы. Есть и еще одно важное отличие между обычной школой и школой жизни. Если в обычной школе обучение отделено от тестов и экзаменов, в школе жизни они представляют собой единый процесс. Каждый урок - это одновременно проверочная работа, а каждый тест - это одновременно курс обучения. © Андрей Яшурин, 2007

Ответов - 52, стр: 1 2 3 All

max: За пределами пессимизма Хорошо известно высказывание древнего мудреца о том, что "во многой мудрости много печали; и кто умножает познание, умножает скорбь". Действительно ли это так? И правы ли те из наших современников, которые утверждают, что пессимист - это просто хорошо информированный оптимист? Иными словами, приводит ли нас обучение в школе жизни к более негативному взгляду на окружающий мир? Может показаться, что дело обстоит именно так. Живя неосознанно, мы попросту не замечаем многое из того, что происходит вокруг нас. Когда же мы начинаем двигаться по пути познания, наша чувствительность возрастает. Мы настраиваемся на гармонию - и поэтому начинаем острее ощущать любую дисгармонию в своем окружении. Нам становится ясен вред слов и поступков, которые прежде выглядели как естественный фон жизни. Не удивительно, что от этого некоторые люди теряют веру в мир. Мир начинает казаться им мрачным местом без каких-либо перспектив. В них рождается желание уйти, убежать от мира - или свести к минимуму контакт с ним. У пессимистов есть весомые аргументы, и я не намерен тратить время на то, чтобы переубедить их. Но я считаю, что пессимизм был бы оправдан только в одном случае - если бы мир был неизменен. К счастью, это не так. Мы не просто познаем мир "каков он есть". Мы творим окружающую нас действительность, и акт познания органично связан с актом творчества. Мы и мир - в состоянии непрерывного динамичного взаимодействия. Своими действиями, словами и мыслями мы вносим свой вклад в трансформацию мира. Мы помогаем миру подняться над нынешним уровнем, к большему проявлению красоты и гармонии. Речь не обязательно идет об изменении мира в целом. Лишь немногим людям за свою жизнь удается стать катализаторами положительных перемен, которые затрагивают все человечество. В первую очередь, мы говорим о нашем собственном мире и нашем непосредственном окружении. Если бы ничего в мире нельзя было изменить, в школе жизни не было бы смысла. Сам факт нашего обучения - важнейшее указание на то, что прогресс возможен. Изменение мира происходят не механично, а органично. Каждая перемена начинается как семя, которое затем прорастает и становится плодоносным деревом. Семя мало и развивается медленно – и поэтому многие люди пренебрегают им. Они хотели бы видеть более быстрые и радикальные перемены. Но быстрые перемены в большинстве случаев приносят много боли - и, если за ними не стоят эволюционные процессы, оказываются недолговечными. Возвращаясь к тому, о чем мы говорили ранее, нам не всегда дано предугадать, к чему приведет тот или иной акт познания. Вот почему мы должны учиться не потому лишь, что мы хотим получить что-то определенное, но ещё и просто для того, чтобы оставаться верными самим себе. Обучение – это неотъемлемая часть жизненного процесса, ценная уже сама по себе. Импульс постоянно эволюционирующей Жизни в нас постоянно побуждает нас превзойти и творчески преодолеть ограничения, с которыми мы сталкиваемся - и на которые так любит указывать пессимист. Обучение необходимо для того, чтобы наши действия не были хаотичными и невежественными. Возможно, пессимисты - это просто люди, которые попали в порочный круг. Ошибочная идея, которой они руководствовались, принесла в их жизнь болезненный опыт, который они расценили как подтверждение этой идеи. Можно ли размокнуть порочный круг? Да, избавившись от чувств боли и осуждения по отношению к жизни. Если мы переживаем подобные эмоции, мы живем в состоянии заблуждения. Подлинное знание приносит свободу и радость. Подлинное знание позволяет глубже пережить любовь. Обучение в школе жизни не льстит нам, не навевает приятный сон. Но оно снимает таинственный покров с жизни и показывает ее неисчерпаемые богатства, скрытые от невнимательных и предвзятых глаз. © Андрей Яшурин, 2008

max: Мужество творить, Часть 1 Мужество - обязательное условие творческого самовыражения. Успешному творцу необходимо мужественно преодолевать как внешнее, так и внутреннее сопротивление. Внешнее сопротивление - это негативный настрой окружения, которое отказывается принимать новое и не укладывающееся в привычные рамки. В обществе есть определенные правила, и люди, которые отказываются играть по этим правилам, подвергаются давлению. Еще полтора века тому назад Эмерсон писал: "Повсюду общество состоит в заговоре против мужества людей, входящих в него... Если ты не подчиняешься обычаям света, он мстит тебе своим неудовольствием". Но он же, Эмерсон, призывал доверять себе и творческому гению, который живет в нас - чего бы это нам ни стоило. Неприятие творчества - это констатация факта, но вовсе не приговор. Если в творчестве проявляется созидательная энергия Вселенной, оно обязательно будет успешным в долговременной перспективе. Если мы проявим веру в себя, решимость и настойчивость перед лицом отвержения, сопротивление ослабнет. Дисгармония уйдет, освободив путь для гармонии. Помните также, что творчество - это вся наша жизнь, а не отдельные проявления творческой активности. Даже жестко регламентированное общество не может контролировать все стороны жизни своих членов. Поэтому, в стесненной ситуации истинно творческая натура станет искать способ проявить себя - и найдет его. Вместо того чтобы предаваться унынию и отчаянию, такой человек будет постепенно, шаг за шагом расширять для себя сферу возможностей и оттачивать свой талант, доводя его до совершенства. Для современного общества в целом характерен все больший отход от традиций, более глубокое понимание важности прогресса и роста. Хотя это заметно не всегда и не везде, но спрос на творческих людей, изобретателей и новаторов ощутимо больше, чем сто или двести лет тому назад. Чтобы быть успешным в быстро меняющемся мире, бизнес должен быть динамичным. Внешние препятствия для творчества существуют - но не нужно считать их непреодолимыми. Намного важнее разобраться с нашими внутренними препятствиями, а именно - с нашей тягой к консерватизму. Хотя эта наклонность в разной мере проявляется у разных людей, именно на нее следует обратить внимание в первую очередь. Конечно, в консерватизме есть здравое зерно. Он берет начало в стремлении сохранить и упрочить то хорошее, чего мы достигли. Правда консерватизма - в том, что "новее" не обязательно "лучше". Особенно если учесть тот факт, что новые идеи и их воплощения появляются на свет недостаточно зрелыми и жизнеспособными. Но существует грань, переступая за которую консерватизм становится опасным. Когда события неоднократно повторяются и ничего нового не происходит, у вовлеченного в них человека притупляется восприятие. Он начинает жить и действовать "на автопилоте", как заведенный механизм. Уровень осознанности резко снижается, а с ним - и уровень жизненной энергии, которая проявляется через человека. Проецируя свое внутреннее состояние на внешний мир, человек перестает осознавать динамичную природу жизни. Он не ищет и не замечает нового ни в себе, ни в своем окружении. За консерватизмом часто стоит боязнь потерять то хорошее, что уже есть, и неверие в то, что будущее способно принести нам нечто более великое и прекрасное. Страх - характерный признак невежества. Для того чтобы справиться с консерватизмом, требуется немногое - поддерживать остроту чувств и внимательность на должном уровне, а также знать о важности роста и становления. Мы хотим стабильности? Но мир не стоит на месте, и поэтому для сохранения равновесия необходимо двигаться вперед. Остановка чревата падением. © Андрей Яшурин, 2008

max: Мужество творить, Часть 2 Прогресс – это всегда путь от возможного к невозможному. Это процесс, в котором невозможное вчера становится возможным сегодня. Естественно, прогресс не происходит сам собою. Все достижения, которые можно рассматривать как вехи на его пути, вначале рождаются как "безумные" идеи. После того, как эти идеи дорастают до определенных пропорций, начинается поиск путей их воплощения. Таким образом, творчество – это увлекательный процесс перехода от невозможного к возможному. Нам всем приходилось встречаться с так называемыми реалистами. Но что представляет собой реальность, которой эти люди привержены со страстью религиозных фанатиков? Нынешняя реальность, признаем мы это или нет, была создана фантазиями множества людей, которые мечтали о лучшей жизни – и затем действовали, достигая невозможного. И вместо того, чтобы быть достойным наследником этих творцов реальности и продолжать их дело, так называемый реалист встает на месте, думая что уже всего достиг. Он ставит запруду на пути творческого потока – причиняя тем самым проблемы только самому себе. Чтобы быть достойными творцами реальности, мечтайте – даже если поначалу это придется делать втайне, не вынося наружу. К мечтам часто относятся предосудительно – но если присмотреться, то в хоре осуждающих мечты будут те же лица, что и в хоре осуждающих творчество. Да, нужно признать что для некоторых людей существует опасность полностью уйти в мир иллюзий, отгородившись фантазиями от "низкой" реальности. Но в наших мыслях мы можем следить, чтобы этого не произошло. Почему некоторые люди перестают с возрастом творчески выражать себя? Им недостает доверия естественности. В своем разуме, они окружили себя бесконечными запретами и ограничениями - "это невозможно", "этого не может быть", и так далее. Они заранее осуждают себя за слишком смелые мысли - возможно, пока этого не успели сделать другие. Но если мы хотим найти свой особый путь к творческому самовыражению, мы должны мечтать. Наша мечта должна быть видением величия и роста. Она должна раскрывать образы новых достижений, свершений, открытий и еще не реализованных возможностей. Она должна выводить нас на новый уровень осознания своего потенциала. Настоящая мечта - это "сны о чем-то большем", чем окружающая нас на данный момент реальность. Мечтая, важно также освободиться от мыслей о собственной выгоде. Да, исполнившаяся мечта обогатит нашу жизнь на самых различных уровнях. Но для того чтобы творческий поток тек свободно, нам следует на время отложить мысли о том, когда и как это произойдет. С самого начала, мы должны проявить решительность и настроиться на действие. Решительный человек не будет медлить и колебаться при виде открытой двери к осуществлению желаемого. Он сделает первый шаг – и все последующие шаги, даже если это будет сопряжено со сложностями. До тех пор, пока мы остаемся верными мечте, мечта остается верной нам – какими бы ни были стоящие на нашем пути испытания. © Андрей Яшурин, 2008


max: Направления творчества Как мы уже отметили, творчество - это эволюционный процесс. Люди, которые проявляют свое творческое начало, активно сотрудничают с эволюционной силой Жизни, которая находится и в них самих и в их окружении. Таким образом, направления эволюции подсказывают нам, в каких направлениях желает течь творческая энергия. Внимательный взгляд на природу помогает лучше понять некоторые закономерности творчества. В первую очередь, в природе нас поражает бесконечное разнообразие живых видов. Для человека с шаблонным мышлением, само их существование – вызов, поскольку причина их возникновения непонятна. Для чего они нужны? Какую роль они играют? Возможно, на эти вопросы не обязательно искать ответы. Достаточно принять тот факт, что жизнь желает проявить себя во множестве форм, каждая из которых уникальна и не похожа на другие. И даже внутри отдельного вида, родственные живые существа не похожи друг на друга! Это - залог того, что развитие как движение к большему разнообразию будет продолжаться. Тот же самый принцип в полной мере относится к творчеству. Творчество - это прежде всего созидание нового, того, чего не было раньше, пусть даже в отдельных деталях. Настоящий творец не занимается плагиатом или самоплагиатом. Он не копирует привычные образцы, а выдумывает и импровизирует. Конечно, уровень импровизации всегда будет зависеть от обстоятельств, в которых находится человек. Обстоятельства могут ставить его в очень жесткие рамки - но даже и в этих рамках он вводит в свою работу элемент новизны. Копирование допустимо, пожалуй, только на этапе обучения, когда начинающий творец должен познакомиться с достижениями своих великих предшественников. Но за этим следует формирование собственного, уникального стиля. Эволюция - это движение к сложности. Известно, что организмы на более высокой ступени эволюционной лестницы отличаются более сложной структурой и тонкой организацией. Это делает их более чувствительными к воздействиям, которые легко переносят примитивные организмы. Однако, сложность - не недостаток. Если эволюционная сила привела к появлению организмов, именно в этом и состоит ее цель. Человеческое творчество также дает нам примеры усложнения - как в технике с ее постоянно совершенствующимися устройствами, так и в культуре, где затрагиваются все более тонкие душевные струны и описываются более глубокие закономерности жизни. Творчество ведет, с одной стороны - к усложнению, но с другой - к упрощению. И противоречие здесь только кажущееся. Было бы нелепо искать сложности любой ценой. Искусственная усложненность становится тупиковой и недостаточно жизнеспособной ветвью развития. По-настоящему ценна лишь та сложность, которая порождает жизнь и динамизм, открывает новые горизонты. В сфере технического прогресса мы видим этот процесс в том, что происходит постоянное высвобождение времени и сокращение пространства, а также избавление от монотонного и изнурительного физического труда. Действия, которые раньше отнимали много времени и сил, сейчас исполняются буквально одним нажатием кнопки. Жизнь современного человека становится одновременно и сложнее, и проще. Этап развития, на котором находится современное человечество, предоставляет людям уникальные возможности для творческого самовыражения. Рутина не довлеет над нами так, как над представителями иных эпох. Но далеко не каждый человек спешит воспользоваться этими возможностями. Вместо того чтобы творить, они потребляют развлечения – причем далеко не самого высокого качества. Стоит ли огорчаться по этому поводу и мечтать о возврате в прошлое? Сомневаюсь. Возможности всегда существуют лишь для тех, кто ищет их и спешит ими воспользоваться. Если вы чувствуете в себе творческие порывы - давайте им свободу, не задумываясь над тем, поступают ли другие люди так же, или нет... © Андрей Яшурин, 2008

max: Творчество и универсальные идеи В процессе творчества, мы соприкасаемся с полем универсальных идей. Да, творчество производит на свет вещи, которых не было раньше. Но они всегда существовали как потенциальные возможности, ожидающие своего воплощения. Во многих случаях, это воплощение было невозможно потому, что еще не были соблюдены все необходимые условия и предпосылки. Как движение к большей сложности, творчество должно опираться на фундамент предыдущих достижений. Творчество не возникает на пустом месте. Оно также не есть забвение или уничтожение того, что было раньше. Новизна творчества не имеет ничего общего со стремлением к оригинальности любой ценой. Такое стремление часто приводит к отрыву от поля универсальных идей. Можно только пожалеть тех самоуверенных "творцов", которые не желают изучать опыт своих гениальных предшественников и пользоваться им. В результате, они вынуждены постоянно изобретать велосипед, причем далеко не самого лучшего качества. Они убеждены, что говорят новое слово - но только в силу своего невежества. В действительности, мы ничего не придумываем сами - идеи "носятся в воздухе", и мы только улавливаем их, с большей или меньшей степенью ясности. Существует точка зрения, что набор этих идей ограничен (например, говорят об ограниченности возможных сюжетов литературе). Так это или нет, сложно сказать наверняка. Но даже ограниченный набор идей, при правильном подходе, открывает неограниченные возможности для творчества. Тому есть множество подтверждений. В самом деле, ограниченное количество периодических элементов породило потрясающее разнообразие живой и неживой природы. Ограниченное количество букв в алфавите и слов в языке никак не влияет на появление оригинальных литературных произведений. Поскольку идеи универсальны, не нужно бояться их повторений. Не нужно бояться обвинений в плагиате в том случае, если мы создадим что-либо похожее на то, что создал другой человек. Есть большая разница между плагиатом и творческой переработкой. В плагиате всегда есть механистичность и искусственность, даже если ему придать видимость жизни. И на плагиат человек идет, как правило, из корыстных соображений - заработать деньги, снискать славу, упрочить репутацию... или - хотя бы получить зачет, как в случае со студентами, которые скачивают свои работы из интернета. Но творчество как таковое - бескорыстно. За ним стоит душевный импульс, который ценен сам по себе. Настоящая творческая натура готова творить даже без признания и без награды, ради радости погружения в чистый творческий поток. Признание и награды, какими бы приятными они ни были, всего лишь побочный продукт творческого процесса. (Возможно, исключением из этого правила будут только гениальные бизнес-идеи). Универсальность идей - важное условие понимания. Отзывчивость на творчество возможна, в первую очередь, потому, что те же самые идеи живут и в творце, и в том, кто воспринимает творчество. Настоящее творчество как раз характерно своей способностью будить в людях дремлющие мысли и чувства. Цель творчества - не просто вызывать восхищение, а формировать жизнь. А это возможно лишь в тех случаях, когда ожившая в разуме творца идея обретает жизнь в умах других людей, влияя на их образ жизни и поведение. Идеи обладают способностью перерождаться. Иногда может показаться, что некие идеи ушли - но минуют годы, и они возвращаются снова, в новых формах и обличьях. Они обращаются к новым людям в новых обстоятельствах. Перерождаясь подобным образом, они сохраняют свежесть, новизну и силу. © Андрей Яшурин, 2008

max: Развитие Индивидуальности Творчество - естественный процесс, и потенциал творца есть во всех людях без исключения. Но для того, чтобы этот потенциал раскрылся, человек должен развить свою индивидуальность. Недостаточно развитый индивидуум испытывает порывы вдохновения, но они уходят так же легко, как и приходят. Вдохновение не поднимает жизнь такого человека на новую высоту - он не в состоянии воспользоваться всеми возможностями творческих озарений. Развитие необходимо, но оно - не тяжкий груз, который мы вынуждены нести по жизни лишь потому, что у нас нет иного выбора. Когда к развитию подходят правильно, оно становится увлекательным приключением. Развиваясь, мы чувствуем прилив энергии и ни с чем не сравнимую радость. Отказываясь от развития, мы внутренне гаснем - даже несмотря на внешнее благополучие. Первый шаг в развитии нашей индивидуальности - это выход за пределы ограничений, в которых часто заключает нас воспитание. Семья жизненно необходима для становления личности. Когда ребенок рождается в мир, его сознание еще не развито, и без помощи родителей он не прожил бы и дня. Роль родителей - ограждать малыша от всего, что может причинить ему ущерб, и было бы в высшей мере наивно видеть в этом ущемление свободы ребенка. Проблема лишь в том, что рядовые родители не просто сообщают ребенку знания о мире - они проецируют на него свои страхи, свое невежество, свое уныние, свою неудовлетворенность жизнью. С самого начала жизни, в нас закладываются потенциально вредные программы мышления и поведения. Детям нравится задавать вопросы. Они хотят все понять, все узнать, до всего докопаться. Хорошие родители объясняют ребенку действующие в мире законы - и продолжают объяснять их уже на новом уровне, по мере того как разум ребенка становится способным усваивать все более сложные идеи. Естественно, что не все родители развиты настолько, чтобы вести себя подобным образом. Намного проще крикнуть ребенку «заткнись» - или отделаться пустой отговоркой. Вместо того, чтобы терпеливо взращивать отношения с ребенком, переходя на более высокие уровни взаимного понимания и доверия, некоторые родители предпочитают говорить командным тоном. Власть - это опасный наркотик для незрелых душ, а дети - идеальный объект для властных манипуляций родителей, которые не реализовали себя иным образом. Дети особенно беззащитны перед психической агрессией, потому что еще не могут постоять за себя. Но какими бы ни были наши родители, мы только напрасно потратим время, если будем их осуждать. Они делали лучшее, на что были способны - и поэтому у нас есть основания относиться к ним с пониманием и благодарностью. Сейчас, нам некого винить. Мы стали взрослыми и несем полную ответственность за свою жизнь. Мы можем заняться самовоспитанием и компенсировать все, что не получили. Мы можем исправить негативные ментальные программы и стать всесторонне развитыми людьми - в той мере, в какой сами этого хотим. Воспитание себя - медленный и кропотливый процесс, который займет не один год. Однако, как мы уже заметили, мы можем подойти к нему как к увлекательному приключению. Речь не идет о том, чтобы заменить один набор верований и убеждений, которые мы приобрели в детстве, на другой набор, якобы «более правильный». Фундаментальная проблема нашего воспитания - в том, что нас в определенной степени отучили думать и превратили в запрограммированный механизм. Разбираясь в себе, мы видим что определенный набор мыслей вызывает в нас сильную эмоциональную реакцию - которая заставляет нас действовать определенным образом. У нас даже не возникает вопроса, правильна ли эта реакция и возможны ли другие реакции. Мы живем, не думая - в ситуациях, где здравое мышление нужнее всего. Самовоспитание воскрешает в нас внутреннего ребенка, который не боится и не стыдится спрашивать «почему». «Почему нужно так, а не иначе? Почему нельзя по-другому?» Отмахнуться от вопросов подобного рода - это значит отвергнуть дар понимания. Путь к обретению себя и трансформации нашей жизни лежит через переосмысление всего, чему нас учили. В особенности тех идей, которые провоцируют нас на бурный всплеск чувств. © 2008 Андрей Яшурин

max: Всестороннее развитие Книги о становлении индивидуальности по-разному акцентируют особенности этого процесса. Так например, некоторые авторы утверждают, что основную роль в личностном развитии играет любовь. Без любви, мы не способны прикоснуться сердцу жизни. Без любви, наша жизнь становится сухой и пресной. Не умеющего любить человека, будь он трижды успешен в делах, сложно назвать состоявшейся личностью. Другие отводят первое место познанию истины о природе человека и мира. Они считают, что невежественная любовь не приносит счастья, и более того - оказывается разрушительной. Имея даже самые чистые чувства, но блуждая во тьме, мы никуда не придем. По мнению третьих авторов, любовь и познание - ничто, если нет действия. Только деятельный человек может высвободить в жизни поток энергии и понять то, что не откроют ни книги, ни медитации. Воплощенные в жизнь идеи и выраженная в поступках любовь обладают наивысшей ценностью. Эти пути совершенствования были известны еще тысячелетия тому назад. Среди многочисленных направлений йоги существуют традиции бхакти-йоги (путь любви и самоотдачи), джнана-йоги (путь познания) и карма-йоги (путь действия). Эти пути не противоречат друг другу, но взаимно дополняют - и, в конечном итоге, приводят к единой цели. Мы сами вправе решать, какое направление развития избрать. Одни люди по своему складу более склонны к проявлению чувств, другие – к рассуждениям, третьи – к действию. Но избрав свой путь, необходимо помнить о ценности других путей – и находить возможность для гармоничного развития всех аспектов нашей личности. Концентрацию по праву считают одним из секретов успеха. Сосредоточенность на одной цели и движение в одном направлении приводят к мощному выплеску энергии. Но излишняя концентрация лишает человека равновесия. Добившись кратковременного успеха, он часто оказывается перед лицом проблем, с которыми не может справиться при помощи приемов, которыми овладел. Есть ситуации, которые требуют не эмоционального, а логического подхода. Есть ситуации, где логика оказывается бессильной, но необходимо тонко понимать чувства окружающих и выражать свои собственные чувства. Есть ситуации, где необходима исключительно практическая смекалка. “Специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя”. С тех пор, как Козьма Прутков высказал это наблюдение, мало что изменилось. Говорят, что современная жизнь все больше требует от людей узкой специализации, время универсальных гениев давно прошло. Так это или нет – не будем спорить. Но в том, что касается нашей души, универсальность и всесторонняя развитость жизненно необходима. Жизнь многогранна. Работая над различными аспектами нашей индивидуальности, мы развиваем органы восприятия, позволяющие нам откликаться на жизнь во всем ее разнообразии. Мы приобретаем равновесие и устойчивость. Мы становимся внутренне богаче во всех отношениях. © 2008 Андрей Яшурин

max: Видеть мир по-новому Итак, для личностного роста необходимы новое психологическое окружение и новый опыт. Но как их найти? Часто бывает, что новый опыт приходит сам – буквально сваливается на нашу голову без предупреждения. Этот опыт выводит нас из равновесия, и мы недоуменно спрашиваем: «Почему? Что я такого сделал?» Но уместнее было бы спросить: «Зачем? С какой целью?» И цель любого переживания – это рост. Мы бессознательно притягиваем в свою жизнь переживания, которые открывают нам истину, необходимую на данном этапе нашего развития. Нам важно принимать каждое переживание как подарок, а не наказание, даже если оно и кажется неприятным. Нам важно напоминать себе: «Это – лишь веха на моем эволюционном пути. Ситуация, в которой я нахожусь – не тупик. За поворотом дороги, передо мной откроются новые горизонты радости и творческого раскрытия». Но как быть, если неожиданных событий в нашей жизни не происходит? Недостаточно просто сидеть и ждать. Уже сейчас у нас есть возможность открыть для себя новый мир внутри старого мира. «Не выходя со двора, можно познать весь мир», - говорили древние. Если мы признаем единство и глубинную взаимосвязь всего во вселенной, эти слова не будут для нас пустым звуком. Ключ к нашей трансформации – в умении по-новому подойти к привычному миру нашего сознания. Увидеть то, что не видели раньше. Новизну не нужно искать – она каждый день приходит к нам сама. Но на ее пути стоит фильтр, который не пропускает в наше сознание все непривычное. Внимательно наблюдая за своим внутренним миром, мы поймем механизм работы этого фильтра – и позволим себе больше новых идей и впечатлений. Некоторые ученые считают, что 90% мыслей человека – это те же самые мысли, которыми он думал вчера. Думая так же, как вчера, люди остаются такими же, как вчера – без существенных изменений. Но даже к закоренелому консерватору приходят 10% новых мыслей. Почему бы не обратить на них внимание? Почему бы не дать им возможность показать все, на что они способны? Новые мысли могут вызвать беспокойство и страх. Но внимательное наблюдение откроет, что опасения подобного рода как правило беспричинны. Защитные реакции, которые мы сформировали в состоянии невежества, только ограждают нас от полноты жизни. Еще один способ расширения привычных границ – задавать себе вопросы. В особенности по поводу вещей и явлений, которые кажутся нам знакомыми и понятными. Искренний вопрос – это всегда залог ответа и нового понимания. Однако, от нас требуется честность перед самими собой. Действительно ли мы хотим получить ответ? Примем ли мы его, если он не будет совпадать с нашими ожиданиями? Примем ли мы его, если он повлечет пересмотр нашего представления о мире? И готовы ли мы проявить настойчивость и терпение, если ответ не придет сразу? После того, как пора детского и юношеского любопытства проходит, многие люди перестают удивляться и поражаться миру, в котором они живут. Они принимают мир как должное. Они принимают как должное объяснения, которым когда-то научились – не осознавая, что сейчас эти идеи стали препятствием на пути их развития. Но стоит им взглянуть на себя и на мир иначе – и их ждут удивительные сюрпризы и открытия. © 2008 Андрей Яшурин

max: За пределы страха В наших размышлениях о жизни и внутренней работе мы часто возвращаемся к двум темам: мужеству и ответственности. Кто-то может решить, что здесь явный перебор - но я считаю иначе. Только мужественный человек достигнет результатов, которые принесут ему удовлетворение. Не развивший в себе мужества человек обречен на постоянное недовольство. Он может быть искренним в своих стремлениях и делать много полезного - но настанет момент, когда страх перечеркнет все его достижения и отбросит назад. Иногда страх неверно отождествляют с инстинктом самосохранения. Однако, если инстинкт самосохранения позволяет нам двигаться вперед, избегая возможных проблем, а также мобилизует энергию для быстрых действий в опасных ситуациях, страх проявляет себя иначе. Он обессиливает и парализует нас. Он блокирует поток творческих идей. Заставляя нас сосредоточиться на том, чего мы боимся, он резко сужает наше видение и не дает замечать благоприятные возможности вокруг. Страх подпитывает нашу неуверенность в себе и безответственность. Он заставляет нас чувствовать себя жертвой и искать утешения у окружающих. Он убеждает нас винить во всех неудачах людей и обстоятельства. Страх зарождается как нелогичное и иррациональное чувство, но он быстро подключается к разуму - и вот уже мы начинаем придумывать объяснения страху, которые выглядят убедительно. Закоренелый страх может глубоко повлиять на восприятие окружающего мира. Страх заставляет нас упорно держаться в привычных и знакомых границах. Боязливый человек напоминает крепость - окруженную толстыми каменными стенами и рвом с водой, с высокими башнями и узкими бойницами. Хозяин крепости готов к круговой обороне - не осознавая, что окружающие больше стремятся не к войне, а к взаимовыгодному обмену. Страх обещает нам защиту - но не в силах выполнить этого обещания, потому что мы притягиваем к себе то, чего боимся. И даже если мы защитим себя от одной формы опасности, проблема порой может прийти с другой, самой неожиданной стороны. Мы жизненно нуждаемся в мужестве. И основа мужества - это способность принять истину, даже если она расходится с нашими мнениями и убеждениями. Это способность смело и без прикрас взглянуть на себя, не лгать себе, не пытаться скрыть какие-то стороны своей личности, не бежать от собственной тени. Приняв истину, мы примем реальность - и сможем выстроить правильные и свободные от иллюзий отношения с ней. Приняв истину о себе, мы примем себя - и сможем полюбить себя и обрести целостность. А целостный человек - это всегда сильный человек, идущий по пути развития и гармоничного самовыражения. “Но как мне победить мой страх?” Как это ни парадоксально звучит, со страхом не нужно бороться. Страх – это часть нашей тени, которая нуждается во внимании и сострадании. Страх пытается позаботиться о нас, но делает это невежественно и неразумно. Таким образом, страх будет рассеиваться по мере роста нашего осознания. Страх будет рассеиваться по мере того, как мы делаем то, чего боимся. У мужественных людей есть свои страхи. Однако, они не позволяют этим страхам контролировать их жизнь. Они идут вперед, раздвигая границы возможного и допустимого – и тем самым доказывают иллюзорность страхов. Личное становление невозможно в замкнутом психологическом пространстве, где все привычно и знакомо. Личное становление невозможно при ограниченном наборе идей и переживаний. Мы должны внутренне выйти в сферу неизвестного, даже если не знаем, к чему это приведет. Новые мысли и новый опыт, который их стимулирует – непременные условия роста. © 2008 Андрей Яшурин

max: Принятие тени Наилучший способ знакомства со скрытыми аспектами нашего внутреннего мира – самопознание, погружение в себя. Однако, он годится не для всех. Человеческую способность к самообману не стоит недооценивать. В нашем сознании есть блоки, скрывающие от нас определенные качества – в особенности те, которые мы считаем “неправильными” или “постыдными”. Как же узнать об их существовании? Обращайте внимание на то, каких людей и за что вы осуждаете. Постарайтесь понять, какие люди вам не нравятся и вызывают у вас сильное раздражение. Велика вероятность, что именно они служат видимыми символами ваших подавленных качеств – тех, которым вы не позволяете развиться и проявиться в полной мере. Наверное, мы все встречались с пуританами – людьми с подавленной сексуальностью. Они постоянно осуждают “разврат” окружающих, к которому относят вполне невинные сексуальные проявления. Даже если они искренни в своих чувствах, эта искренность не делает их правыми. Они идут против своей собственной природы. Не выраженная сексуальная энергия создает в их жизни напряжение, которое приводит к эмоциональным и физическим болезням и срывам. Признающий свою сексуальность человек не обязательно будет сексуально активен в ущерб остальным сторонам своей жизни. Он овладеет искусством преобразования сексуальной энергии в творческое самовыражение. Но, зная могучий потенциал сексуальности, он не проявит строгости к людям, которые проявляют ее не самым лучшим образом. Есть “миротворцы”, которые в самых резких выражениях осуждают насилие. О чем говорит их поведение? Очевидно, они отвергают деятельную сторону в самих себе – ту, которая отвечает за активное применение силы по отношению к окружению. У каждого из нас есть врожденная способность воздействовать на ткань мира и изменять ее. Физическое насилие против других людей – это просто извращенная и невежественная форма активного самовыражения. Из этого не следует вывод, что все применяющие насилие люди правы. Но индивидуум, который принял агрессивную сторону своей личности, не станет видеть в них воплощение зла. Он станет относиться к ним с пониманием и состраданием. Их энергия силы просто не нашла каналов выражения, которые не причиняют вреда окружающим. Возможно, нам приходилось встречаться с людьми, которые терпимо относятся ко всему на свете – кроме “нетерпимости”, под которой они понимают четкую систему взглядов и убеждений. Что удивительно, они сами не замечают противоречивости своей позиции. В их случае, мы имеем дело с неразвитым качеством суждения. Человек готов согласиться со всем и принять все не потому, что обладает возвышенной и просветленной душой – напротив, он полон страха. Он боится проявить себя и выразить свое мнение – если это чревато конфликтом. Он готов идти на бесконечные уступки, предавая себя и свою индивидуальность. Это – всего лишь несколько примеров. У каждого из нас есть свои страхи и своя тень, с которой мы не всегда желаем познакомиться. Возможно, это происходит потому, что мы отождествляем тень со злом. Но тень – это не зло, а ее наличие не делает нас хуже. Наша тень – полноценная часть нашего бытия. Она нуждается в нашем признании и нашей любви. Нам следует с любовью принять все стороны и качества, которые мы находим в себе. Отрицание реалий внутреннего мира, а тем более борьба с собой – это тупиковые пути. Следуя по ним, мы никогда не станем счастливыми и развитыми людьми. Нам необходимо принять даже те аспекты нашей личности, которые мы не понимаем или в которых мы не видим практической ценности. Мы пришли в мир такими, какие мы есть, и все составляющие нашей жизни – не случайны. Вместо попытки убежать от себя или победить себя, нам лучше помириться с собой. Когда мы перестанем тратить энергию на борьбу с собой, мы откроем в себе поистине неисчерпаемые ресурсы, позволяющие уверенно и гармонично двигаться вперед. © 2008 Андрей Яшурин

max: Калиостро пишет: А где ссылки на источники? Ссылка дана в самом начале (при открытии темы), а под каждым сообщением дан Копирайт (Copyright) автора.

max: Становление и ответственность Ключевой момент становления индивидуальности – принятие полной ответственности за свою жизнь. Момент, когда мы говорим: “Моя жизнь в данный момент – результат решений, которые я принимал в прошлом. Моя жизнь в будущем зависит от решений, которые я принимаю сейчас. Я принимаю ответственность как за свои решения, так и за их последствия. Я не буду убегать от ответственности, потому что у меня есть внутренние резервы для того, чтобы обратить на пользу любую, даже самую неблагоприятную ситуацию. Я могу обратить проблемы в возможности для роста и развития”. Большинство людей считают, что они несут ответственность за определенные вещи, но не согласны с идеей полной ответственности. Они спрашивают: “Разве мы сами решили, в какой стране или семье нам родиться? Разве мы сами выбрали свой пол, свою внешность и свой генетический код? Разве мы выбрали наше общественное окружение?” Им кажется, что случайность всех этих факторов дает им право жаловаться на жизнь и считать себя жертвой обстоятельств. Но разумно ли так думать? Если мы, согласно их точке зрения, пришли в ниоткуда и уходим в никуда, само наше бытие – это бесценный подарок, а также уникальный шанс проявить силу жизни. Есть и другая точка зрения: жизнь не начинается в момент рождения и не заканчивается смертью. В этом случае, мы действительно могли до нашего рождения принять решение, где и в каких условиях родиться на земле – чтобы выполнить наше предназначение. Строгих доказательств подобной теории не существует, принимать ее или нет – личное дело. Но многие люди считают, что именно такой взгляд на мир помогает лучше понять взаимосвязь событий и судеб людей. Как бы то ни было, я считаю, что ответственная жизнь возможна и без окончательного ответа на вопрос о том, зачем и почему мы живем в этом мире. Важен настрой нашего мышления. Когда человек готов принять ответственность, круг его ответственности начинает расширяться и включать даже “случайные” и “неконтролируемые” события. Если же человек систематически отказывается от ответственности, он доходит до того, что самые простые поступки становятся для него неподъемной задачей. Принять ответственность – не взвалить на себя тяжкий груз, а получить доступ к скрытому источнику силы. Ответственность помогает нам направить свою жизнь в нужное нам русло и высвободить необходимые для этого ресурсы нам, где мы находимся. Индивидуальная ответственность означает, что мы не ищем для себя убежища в коллективной ответственности. Мы не пытаемся спрятаться за толпу или за конкретный коллектив. Наши поступки – это всегда наши поступки. Мы не оправдываем себя ссылками на то, что “все делают это” или “так поступают члены группы, к которой я принадлежу”. Индивидуальная ответственность ставит нас перед необходимостью лично решить, что мы считаем истинным и правильным – и воплотить это решение в поступках. Ответственный человек не винит в своих проблемах родителей, друзей, школу, общественную систему или что-либо еще. Да, влияние со стороны может быть негативным. К примеру, общество могло на определенном этапе заложить в нас программы, которые сейчас мешают нам достигать наших целей. Но если мы осознали это – сокрушаться и жаловаться бессмысленно. Вопрос стоит поставить иначе: что мы сделали для того, чтобы избавиться от этих программ? И если нам кажется, что мы потерпели неудачу – не сдались ли мы слишком быстро? Ответственный человек не стремится переложить свою ответственность на “авторитетных людей”. Он готов с интересом выслушать мнение мудрого и компетентного человека, но прежде всего для того, чтобы расширить свое понимание через анализ иной точки зрения. Однако, он не просит никого принимать за него решения. Он доверяет своим знаниям и своей интуиции. Он живет своим умом – и даже если совершает при этом ошибки, с готовностью принимает ответственность за эти ошибки. © 2008 Андрей Яшурин

max: Поверхность и глубина Человек подобен океану. В нем есть поверхность и глубина, и происходящие в его глубине процессы могут значительно отличаться от процессов на поверхности. Состояние поверхности часто меняется в зависимости от капризов погоды. Но стоит нам погрузиться в глубину – и мы найдем там сильные и постоянные подводные течения. Многие люди живут, даже не догадываясь о глубинных слоях своей жизни. Именно поэтому их жизнь бывает далека от стабильности. Не имея хорошего понимания своей природы, не выработав ясных ценностей, целей и планов, они действуют либо под влиянием сиюминутных капризов – либо подчиняются воздействию со стороны окружения. Не обладая достаточной культурой внутренней жизни, они игнорируют импульсы, которые приходят к ним изнутри. Различные школы мысли по-разному трактуют глубинную часть личности человека. Ее называют духом, сверхсознанием, Я ЕСМЬ, божественной природой, и так далее. Но если вдуматься, термины не так уж важны. Намного важнее понимание: “Я – больше, чем пробегающие в моем сознании мысли. Я – больше, чем совокупность моих эмоций. Я – больше, чем сумма моего жизненного опыта. Мысли, эмоции и опыт важны – но во мне есть нечто более фундаментальное. Во мне есть сердцевина, более соответствующая гордому и величественному слову “человек”. Если под “я” мы имеем в виду только наше обыденное сознание, призыв “будь верен сам себе” звучит бессмысленно. В равной степени бессмысленно звучит и призыв “познай себя”. Чего познавать, если я – это я, такой каким я себя знаю? Но наше обыденное “я” - не то же самое, что и наше подлинное “я”. Живущий на поверхности человек неосознанно боится соприкоснуться с глубинными пластами своего бытия. Он настороженно воспринимает все необычное, потому что новое знание грозит разрушить маленький, но уютный мир, в который он заключил сам себя. В его мире все привычно и знакомо. Зачем подвергать себя риску? Между тем, развитие индивидуальности невозможно без выхода за границы привычного нам мира – и привычных знаний о себе. Некоторые люди вынуждены пережить серьезный кризис прежде, чем они осознают ограниченность своих представлений. “Значительные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, не могут быть решены на том же уровне мышления, который их породил”, - утверждал Эйнштейн. Всякий успешный опыт преодоления новых для нас проблем – это одновременно опыт личностного роста. Но, как мы уже неоднократно отмечали, ждать кризиса не обязательно. Гармоничная связь с нашей глубинной природой может стать частью нашей повседневной жизни. Есть множество методов, позволяющих сформировать подобную связь – и интуиция подскажет тот, который более всего подходит нам. Наиболее простой метод – это пребывание в безмолвии, во время которого мы стараемся максимально расслабиться в теле и в сознании. Забывая на время об обычных делах, мы остаемся внимательными по отношению к идеям, которые приходят к нам в голову. Особое внимание стоит обратить на яркие, вдохновляющие и полные силы мысли. Мы можем записать их в дневник, для того чтобы позднее поразмышлять о них подробнее. Не стоит ожидать, что погружение в безмолвие дастся легко, и у нас сразу все получится. Некоторые новички жалуются на то, что ментальный шум никак не удается одолеть. Начиная беспокоиться по этому поводу, они в конце концов бросают практику безмолвия. Но делать этого, конечно, не стоит. Да, у одних людей есть ярко выраженная склонность к внутренней работе, в то время как другим приходится преодолевать множество барьеров. Но важнее всего – не положение, где мы находимся, а направление, в котором мы двигаемся, и двигаемся ли мы вообще. © 2008 Андрей Яшурин

max: Природа человека Человек – это тайна. Этим утверждением можно начать рассуждения о природе человека, им же их можно и закончить. Со времени глубокого прошлого и по сей день, религиозные лидеры, философы, метафизики и психологи предлагали свои объяснения природы человека, но ни одно из них так и не стало общепринятым. Даже несмотря на то, что в последние десятилетия были раскрыты многие механизмы работы психики, мы имеем дело с рабочими гипотезами, а не с окончательно установленными фактами. Ученые описывают закономерности – но в человеке всегда есть то, что не укладывается в эти закономерности. Человек всегда способен удивлять. Чтобы не потеряться в лабиринте теорий и догадок, я предлагаю ограничиться лишь теми из них, которые помогают нам жить – которые оказывают непосредственное и положительное влияние на наше мышление, а через него на наше поведение. Если некая теория не находит в нас душевного отклика, возможно, ее изучение окажется напрасной тратой времени. “Человек – это звучит гордо”. “Человек есть мера всех вещей”. Эти фразы приходится слышать постоянно – но насколько они согласуются с нашим опытом? В моменты тишины и внутреннего безмолвия, когда мы отрываемся от внешней суеты и ход наших мыслей успокаивается, мы начинаем чувствовать, что в нас есть величие, могущество и достоинство. Мы осознаем, что наша жизнь, при всей ее внешней непритязательности, осмыслена. Мы ощущаем себя важной частью вселенского порядка. Мы еще не проявили себя во всей полноте – но потенциал, который уже есть в нас, властно заявляет о себе. Подобные чувства никогда не проходят для нас бесследно. Они стимулируют нас к новым достижениям и высвобождают в нас творческий поток. Между тем, повседневная суета гасит огонь этих чувств – и к нам приходят сомнения. Может быть, величие человека – не более чем утешительная иллюзия, заставляющая забыть о наших падениях? Слишком часто мы оказывались неверны самим себе и своим идеалам. Мы были подвержены ненависти, страху и чувству вины. Мы проявляли нерешительность и несмелость, неоднократно меняли свою точку зрения. Мы проявляли легковерность и склонность к заблуждениям, из-за которых нам потом приходилось страдать. И кто поручится, не живем ли мы в заблуждении сейчас, в данный момент? Мы ощущали слабость и даже беспомощность перед лицом других людей и обстоятельств. Смотря на окружающих, мы видим в них те же самые проблемы. Постепенно, чувство человеческой униженности принимает форму мировоззрения. Мы начинаем низко думать о человеке и его способностях. Нам кажется, что было бы более справедливо считать человека уродливым и неполноценным созданием, которому нечем гордиться. “Человек есть нечто, что должно преодолеть. Что сделали вы, дабы преодолеть его?” Эти слова выглядят вызовом идеалам гуманизма – и в них действительно есть вызов. Вызов, заставляющий нас задуматься о том, что же есть человек. Если слово “человек” звучит гордо, то чем именно стоит гордиться? Если “человек” нуждается в преодолении, то что конкретно имеется в виду? Мы можем прийти к выводу, что все эти утверждения не противоречат друг другу, но описывают различные фазы одного и того же процесса развития индивидуальности. В нас есть величие – но мы еще не проявили этого величия. В нас есть сила – но мы не развили эту силу и не пользуемся ей. Разговоры о достоинстве человека не должны вызывать чувства, что мы уже всего достигли и не нуждаемся в дальнейшей эволюции. Еще многое в нас нуждается в преодолении – но не в подавлении, а в гармонизации. Единственная возможность преодолеть тьму – это зажечь свет. Единственная возможность преодолеть слабость – развить силу. В развитии индивидуальности, мы идем от внутреннего опыта к внешнему, а не наоборот. Будет ошибкой сказать: “Я проявляю слабость, следовательно, я слаб”. Напротив, мы должны говорить: “Я чувствую себя сильным, поэтому я могу развить и проявить свою силу - и преодолеть видимую слабость. Я есмь, и поэтому я могу”. © 2008 Андрей Яшурин

max: Не бояться ошибок Жить ответственно – это значит не бояться ошибок. Чем сильнее в человеке подобный страх, тем больше он изворачивается в попытках переложить ответственность на других людей. Так например, он постоянно спрашивает совет, как ему поступить в той или иной ситуации. В ситуации, когда советы влиятельных и уважаемых людей противоречат друг другу, он начинает нервничать и метаться из стороны в сторону. Он также может проявлять медлительность и нерешительность – в надежде, что необходимость сделать выбор отпадет сама собой. В некоторых случаях, страх перед ошибками маскируется как забота о ближних. “Я очень не хочу подвести дорогих мне людей или причинить им хлопоты”. “Я не хочу, чтобы моим ближним было больно из-за меня”. Вопрос только в том, почему мы должны считать себя няньками наших ближних. Если близкие нам люди переживают нашу ошибку и ее последствия как вселенскую трагедию – может быть, им пора немного подрасти? Может быть, им стоит перестать видеть в нас супермена и увидеть в нас человека, который как и все не застрахован от неудач и падений? Скотт Пек не случайно заметил, что “привычка уклоняться от проблем и сопутствующего им эмоционального страдания лежит в основе всех психических заболеваний человека”. Боязнь совершить ошибку болезненна, потому что она парализует волю индивидуума и мешает его становлению. Никто не любит ошибок, но от ошибок всегда есть польза – как есть польза для больного от горького лекарства. Когда мы принимаем ответственность за ошибки, они становятся для нас важными ступенями на пути к росту. Впрочем, если разобраться, мы далеко не всегда думаем о ближних, когда боимся совершить ошибку. Мы думаем о себе. В нас живет чувство недостойности, которое мы тщательно скрываем, даже от самих себя – но каждая неудача заново возвращает к жизни это неприятное чувство. Самопознание избавляет нас от этой иллюзии. Оно дает нам понять, что мы – те, кто мы есть в сокровенных глубинах нашего бытия. Наши успехи не делают нас больше или лучше, чем мы есть. Наши неудачи не делают нас меньше или хуже, чем мы есть. Чувство недостойности, таким образом, лишено всяких оснований. Оно бессмысленно, и чем чаще мы оставим его, тем лучше. Каждое переживание способно чему-то научить нас, и тем самым принести нам пользу. Но прежде чем мы поймем ценность переживания, нам важно отстраниться от чувства боли. Перестать видеть в этом переживании случайность или наказание. В тех случаях, если наши желания не сбываются – не видеть в этом “жестокую судьбу” или “происки врагов”. Не воспринимать проблемы любого характера как личное оскорбление. Чем более развит индивидуум, тем мужественнее он смотрит в лицо жизни. Тем с большей готовностью он усваивает ее уроки. Именно поэтому его жизнь не похожа на хождение по замкнутому кругу. Пусть с задержками и остановками, он движется вперед – ведь природа школы жизни такова, что человек вынужден повторять одни и те же уроки снова и снова до тех пор, пока не усвоит их. © 2008 Андрей Яшурин

max: Развитие как игра Большинство людей убеждены, что для решения жизненных проблем необходима серьезность. Но, как ни парадоксально это звучит, именно излишняя серьезность - проблема, в решении которой мы нуждаемся. Рост и развитие включают в себя элементы игры. До тех пор, пока мы не поймем эту важную закономерность, мы будем стараться изо всех сил и «тянуть лямку» - и при этом недоумевать, что же тормозит наше движение вперед. Чем же отличается игра от жизни в ее обыденном понимании – и как осознание этих отличий способно помочь нам? «Играть интереснее», - вот первое что может прийти в голову человеку, задавшему себе подобный вопрос. Интереснее – это значит что процесс игры может полностью овладеть нашим вниманием, так что мы забудем обо всем на свете. Играющий человек более сосредоточен. Он живет с большей интенсивностью. Энергетические потоки отдачи и получения в его жизни возрастают. Чтобы игра удерживала интерес человека, она должна усложняться. Если взять в качестве примера компьютерную игру, то в ней игрок постоянно переходит с простого на более сложный уровень. То же самое должно происходить и в жизни – но люди часто отказываются идти вперед, более всего стараясь сохранить достигнутое положение. В итоге, они все больше и больше начинают скучать. Их интерес к тому, чем они занимаются, снижается. Поток энергии иссякает. Желая оставаться на том же самом месте, они медленно начинают деградировать. И виной тому – не природа жизни или не особенности места, в котором они оказались, а их внутренний настрой. «Ни одна ошибка в игре не бывает фатальной». Если мы допустили промах и потерпели поражение, мы всегда можем начать игру заново – и так бесконечное количество раз. Некоторым людям кажется, что в обычной жизни все иначе. Считая ошибки фатальными, они боятся их совершить и проявляют максимум предосторожности. Несложно догадаться, к чему это приводит – они не позволяют себе сделать что-либо новое и необычное. Они жестко ограничивают как физическое, так и психологическое пространство своего существования. Но так ли фатальны ошибки, как это кажется? Обычно мы рассуждаем об ошибках ретроспективно, думая о собственном прошлом. «Если бы я только мог поступить иначе и сделать другой выбор!» - говорим мы, упрекая себя за неразумие. Но попробуем взглянуть на эту ситуацию по-другому. В прошлом, в момент выбора, мы руководствовались своим высшим пониманием и делали то, что считали правильным. У нас попросту не было достаточных знаний и опыта чтобы думать так, как мы думаем сейчас. О чем это говорит? Так называемая ошибка пошла нам на пользу и сделала нас мудрее. Жизнь не кончается на ошибке – она продолжается, и всегда на новом уровне. Так стоит ли бояться ошибок? И если мы сможем психологически дистанцироваться от связанной с былыми ошибками боли – разве это не будет для нас началом новой жизни? «Игра – это гибкая и пластичная модель реальности». Большинство из нас исполняют в жизни ограниченный набор ролей – работника, члена семьи, друга, и так далее. Наша жизнь заключена в жесткие рамки того, что окружающие ожидают от нас в соответствии с нашими ролями – и что мы сами ожидаем от себя. Игра дает нам возможность примерить на себя множество других ролей. Но что мешает нам экспериментировать с новыми ролями в повседневной жизни? Боязнь, что нас неправильно поймут? Но даже при желании избежать конфликта с окружением, в у каждого человека есть сферы, в которых он может импровизировать. В особенности, это касается мышления. Сталкиваясь со сложной задачей, мы можем спрашивать себя, как бы поступил в этой ситуации тот или иной персонаж. Через какое-то время у нас сформируются несколько взглядов на проблему и несколько наборов решений, из которых можно выбрать наиболее подходящий. Именно так и поступают изобретатели и новаторы. Играя, дети растут. Но если душевное развитие продолжается всю жизнь, игра всегда будет уместной. Нам только необходимо понимать, какая именно игра необходима на том уровне, на котором мы находимся сейчас. Если игра приносит очевидную пользу – почему же некоторые люди считают неправильным относиться к жизни как к игре? Рассмотрим их возражения в следующий раз. © 2008 Андрей Яшурин

max: В защиту игры Многие люди горячо возражают против мысли о том, что жизнь подобна игре. Вот некоторые из их аргументов: «Когда игра надоест, ее легко бросить — но с жизнью все обстоит иначе. Жизнь подразумевает ответственность». Игра может казаться безответственным и легкомысленным занятием — но если это и правда, то не вся правда. Увлеченные игрой люди могут тратить для достижения цели много времени и усилий. Внимательное изучение игры показывает, что она развивает настойчивость, упорство и умственную гибкость. А разве не эти качества необходимы для успеха в жизни? Вопрос о ценности и роли игры — это вопрос о мотивации. Почему мы делаем то, что мы делаем? Если мы заставляем себя действовать из-под палки, методами запугивания, насилия и принуждения, не стоит удивляться низкой производительности наших действий. Секрет успеха — это искренняя и чистосердечная заинтересованность. Я отчасти понимаю людей, которые заставляют работать из-под палки других (не зная лучших методов). Но насиловать себя — зачем? Существуют иные, более эффективные способы добиться от себя желаемых результатов. «Я считаю, что обманывать других людей и играть с их чувствами — недопустимо». Некоторые люди возражают против игры, потому что у них одна однозначно ассоциируется с обманом. Мне часто хочется их спросить, почему они при этом ходят в кино и смотрят телевизор, не считая себя обманутыми. Их ничуть не возмущает то, что актеры изображают людей, которыми они не являются. Они даже способны сопереживать воображаемым персонажам и испытывать к ним симпатию — забывая, что с их чувствами «играют»! Переводя разговор в более конструктивную плоскость отметим, что при всей своей гибкости игра не предполагает беззакония. У каждой игры есть свои правила, и игра под названием жизнь — не исключение. Одно из этих правил — к нам возвращается все, что мы отдаем Вселенной. Пытаясь игнорировать это правило, мы причиняем ощутимый вред себе. Если мы обманываем и манипулируем, мы подвергнемся обману и манипуляции. Таким образом, играть справедливо и не вводя в заблуждение окружающих — в наших высших интересах. В этом случае у нас все равно остается значительное свободное пространство для маневра. «Я считаю, что главное в жизни — это быть собой». Этот аргумент кажется самым убедительным. Однако, он не может не вызвать встречных вопросов: а кто мы на самом деле, и каким образом это можно узнать? Ни один человек не свободен от набора ролей, которые он играет уже в силу того, что живет в обществе. Мы — чьи-то дети, родители или родственники. Мы — ученики и учителя. Мы — начальники и подчиненные. Этот список можно продолжать до бесконечности. Но кто мы на самом деле? Могу ли я отождествить себя с набором своих ролей по отношению к окружающим? Будет ли предательством по отношению к себе, если я перестану играть какую-то из этих ролей, и начну играть другую? По всей видимости, нет. Серьезное размышление над этим вопросом приводит нас к выводу, что индивидуальность нельзя отождествить с местом человека в его взаимоотношениях с миром. Даже взгляды, убеждения и привычки человека меняются со временем — и поэтому они не могут быть его подлинным «я». Будем ли мы сопротивляться нашему развитию на том основании, что оно «мешает нам быть собой»? Меняясь, мы можем экспериментировать с различными ролями, приобретать новый опыт и оставлять позади старый. Это — естественная часть жизни. “Глупое старание не впасть в противоречие с самим собой – предмет самых больших забот для ничтожных душ... Великой душе оно не может быть ведомо; это ведь все равно что стараться придать изящество своей тени на стене. Говори, не колеблясь, то что ты сегодня думаешь, а завтра, не ведая колебаний, говори, что будешь думать в этот день, и пусть это будет полностью противоречить сказанному тобой накануне”, - утверждает Эмерсон. © 2008 Андрей Яшурин

max: Выбор пути Свободны ли мы в выборе нашего развития - и если да, то насколько? Задумываясь о своей жизни, мы часто сталкиваемся с вопросами подобного рода. Многие люди пришли к выводу, что свобода выбора – это фикция. Индивидуум вынужден подчиняться чужим программам. Рождаясь в мир, он уже несет в себе определенные склонности и задатки. Влияние окружения, опыт многочисленных успехов и разочарований, о которых он мог давно забыть - все это оставляет на нем свой отпечаток. В его жизни постоянно происходят события, над которыми он не имеет какого-либо контроля. И можно было бы остановиться на подобной картине мира - но нечто в душе человека не дает ему покоя, мешает смириться с детерминированностью и обусловленностью его жизни. Может быть, все глубже и сложнее? Может быть, человек более свободен, чем осознает? В конечном счете, все сводится к вопросу о том, что первично - материя или дух. Если первична материя, человек пойман в плен и не имеет никаких надежд на освобождение. Но что если первичен дух? В этом случае, материя никогда не возобладает над духом. Духовная сфера, или сфера идей, представляет собой истинное место обитания человека. Вступив в контакт с универсальными идеями, он может контролировать материальную сферу по своему собственному усмотрению. Более того - именно этим он занимался всю свою жизнь, даже не отдавая себе отчета. Осознание духовной природы мира приводит нас к удивительному выводу: в жизни человека никогда не происходит ничего помимо его воли. Он сам выбирает опыт, через который проходит - даже если делает это на бессознательном уровне или забывает о своем выборе через какое-то время. Ни один выбор не бывает бесцельным. Ни один выбор не бывает напрасным. Поняв это, мы можем принять ответственность за наши решения и их последствия. Не так уж важно, какие именно решения мы принимаем - важно лишь то, чтобы мы принимали их осознанно и ответственно. Для нашего развития важно, чтобы мы считали себя хозяевами своей судьбы, а не жертвами обстоятельств. «Но что если мое решение ошибочно?» В долговременной перспективе, это не имеет значения. Человек, который выбирает согласовать свою жизнь с универсальным законом, на опыте убеждается в силе закона. Человек, который пытается идти против универсального закона, страдает – и также убеждается в силе закона. В конечном счете, он перестает упорствовать и начинает согласовывать свою жизнь с универсальным законом. Мы призваны следовать своим желаниям и делать то, что приносит нам радость. «Но что если это пойдет мне во вред?» Такие вопросы - часто лишь отговорки робких душ, которые не решаются выбирать собственный путь. Оглядываясь на других и подчиняясь их диктату, они покупают душевный комфорт отказом от личностного развития. Рост – это всегда смелость и способность пойти на риск. Следуя своим желаниям, мы будем допускать ошибки – но они научат нас доверять себе и своей интуиции, отличать поверхностное от глубинного. Следуя своим желаниям, мы станем сильнее и мудрее. Если же мы начнем подавлять свои желания, мы станем врагом себе и лишим себя жизненно необходимого опыта. В какой-то сфере, мы так и не повзрослеем. Когда ребенок вырастает, он оставляет свои игрушки не потому, что к этому его принуждают родители. Игрушки попросту становятся ему неинтересны. По мере гармоничного развития, меняются его интересы. Но что происходит, когда родители пытаются перевести ребенка из младенческого состояния во взрослую жизнь, минуя промежуточные этапы? Как минимум, это глубоко травмирует его душу. Наилучшая реакция на все, что происходит в нашей жизни – это чувство благодарности себе и готовность учиться. Мы сами привели себя на наше нынешнее место. Когда мы получим необходимый нам опыт и поймем все, что необходимо понять, мы двинемся дальше по пути жизни и развития. © 2008 Андрей Яшурин

max: Помощь в развитии Развитие всегда индивидуально – оно зависит от нашего осознания и от решений, которые мы принимаем исходя из этого осознания. Наше сокровенное «я», которое таится под покровом повседневных мыслей и чувств – это точка опоры, благодаря которой мы можем перевернуть наш мир. Если мы ждем, что кто-то или что-то позаботится о нашем развитии, нас ожидает разочарование. Развитие – высвобождение внутренней силы. Обстоятельства нашей жизни важны, но не они обеспечивают наш рост. Обстоятельства – это просто зеркало, в которое мы смотрим чтобы увидеть и понять себя, и уже затем действовать. Люди, которые не видят в обстоятельствах отражение своего «я», вынуждены двигаться по пути прогресса очень медленно, словно блуждая во тьме. Развитие индивидуально – и из этого следует, что никакие добрые намерения с нашей стороны не сделают развитыми наших ближних. Они полностью ответственны за свою жизнь, даже если выбирают стагнацию и невежество. Попытки влиять на выбор людей – напрасная трата энергии, которая заслуживает лучшего применения. Мы хотим помочь людям избежать ненужных страданий, и это чувство понятно. Но прежде чем что-то делать, необходимо разобраться в своих побуждениях. Не нужно бежать от собственных проблем под предлогом «помощи ближним». Не стоит самоутверждаться и повышать свою самооценку через «добрые дела». Вряд ли такое «добро» чего-либо стоит. Подлинное даяние бескорыстно, идет от внутренней полноты и не привязано к конечным результатам. Даже если мы не стремимся к роли учителя или наставника окружающих, нам вряд ли удастся убежать от нее. Мы взрослеем, у нас появляются дети – и вот перед нами встает вопрос об их воспитании. После ряда лет карьеры мы становимся мастерами своего дела – и новички спрашивают у нас совета. Друзья просто приходят к нам и выкладывают свои проблемы, ожидая что мы поделимся своим мнением. Как нам быть? В сущности, у нас есть две возможности – либо транслировать этим людям ментальные программы, которые в свое время были заложены в нас, не задумываясь об их истинности, либо помочь им подняться к осознанию себя и своих внутренних ресурсов. Второй путь требует больше времени и душевных затрат. С нашей стороны потребуется терпение – новое видение приходит постепенно. Но если мы сами в свое время прошли этапы духовного раскрытия, мы понимаем необходимость этого пути. Как не бывает полностью похожих людей, так не бывает и полностью похожих взаимоотношений. Из этого следует, что мы должны больше доверять интуиции, чем взятым из книг рецептам общения. Подходящие для одного человека методы часто неприемлемы для другого. Но какой бы стиль взаимоотношений мы ни избрали, с нашей стороны важны открытость в мыслях, чувствах и эмоциях. Взаимная открытость – это канал, по которому происходит энергетический обмен. Взаимоотношения без открытости хотя бы в одной области – напрасная трата времени. Когда мы открыты для индивидуума, с которым хотим поделиться знанием жизни, мы даем ему не просто знание, но частичку себя. Он видит, что мы – не просто ходячая иллюстрация из учебника, а живой человек со своей внутренней динамикой, который способен сомневаться, искать, учиться и преодолевать трудности. Это поможет ему отнестись к нашим словам с уважением и доверием, которое они заслуживают. Каждый из живущих на свете людей знает, как жить – в определенной мере. Но не все могут сформулировать свой опыт, проанализировать его и поделиться им. Открытое и доверительное общение с другими людьми полезно еще и тем, что оно помогает нам собраться с мыслями, увидеть нашу жизнь с новой точки зрения – и усвоить важные для себя уроки. Помогая другим подобным образом, мы помогаем себе. © 2008 Андрей Яшурин

max: Нелинейное развитие Душа не идет по прямой и не растет, как тростник. Душа, как цветок лотоса, открывает свои лепестки один за другим и число их нельзя сосчитать. Халиль Джебран Мы часто предполагаем, что наше развитие должно быть линейным. К примеру, если мы прыгаем в в высоту — мы хотим все время прыгать выше и выше. Если мы бегаем — мы хотим бежать все быстрее и быстрее. Да, желание добиться успеха в выбранном деле достойно похвалы. Но в жизни идущих таким путем людей обязательно настает момент, когда они достигают потолка. Вначале, на незначительные улучшения требуется все больше и больше энергии. Спустя немного времени, рост прекращается. Как бы они ни старались, у них никак не получается прыгнуть выше или пробежать быстрее. Большинство ориентированных на успех людей, которые годами приучали себя верить, что для них нет ничего невозможного, очень тяжело реагируют на подобные периоды в своей жизни. По причине постоянных нагрузок, в них накапливается усталость. Отдых не помогает — отдохнув, они снова пытаются взять новую высоту, и снова вынуждены призвать поражение. Они начинают испытывать разочарование и уныние — и даже ставят под сомнение принципы, которые некогда привели их к успеху. Человек предназначен для роста, но этот рост не предполагает постоянное движение о одном и том же направлении. Совершенно естественно на определенном этапе жизни, достигнув успеха и раскрывшись в одном деле, сменить сферу деятельности, ценности и приоритеты. Это будет не предательством себя, а верность тому глубинному «я», которому еще предстоит раскрыться. Когда мы заранее знаем, что в некий момент нам будет нужно отойти в сторону и заняться другим делом, мы живем легко и свободно. Мы объективно относимся к своим взлетам и падениям, не пытаясь искусственно поддержать свою репутацию. Мы не держимся за свое положение мертвой хваткой, зная что будем занимать его ровно столько, сколько необходимо. Современное общество зачастую подходит к человеку утилитарно — как к шестеренке в механизме, которой надлежит крутиться на своем месте до тех пор, пока она не сломается и не будет заменена другой шестеренкой. Требования общества к нам не всегда совпадают с запросами нашей души — но основная проблема лежит глубже. Мы сами начинаем отождествлять себя с функциями, которые выполняем. Постоянное движение в одном направлении создает инерцию. Даже осознавая, что перед нами уже нет былых перспектив, мы не меняем курса. Мы стали зависимыми от своего дела, срослись с ним. Успех может сделать нас своим заложником. Мы ценим признание и почет, которые приобрели ценой больших усилий, и нам кажется безумием променять его на необходимость вновь стать учеником и начать какое-то дело с нуля. Нас преследует страх некомпетентности и критики со стороны окружающих. Мы не хотим рисковать — и поэтому упускаем возможности прислушаться к голосу своей души и выйти на новый уровень развития. Наша душа «не идет по прямой и не растет, как тростник». В большинстве случаев мы не знаем, когда настанет очередной этап нашего роста, и в чем именно он будет заключаться. Этого и не требуется. Мы можем жить нынешним днем и полностью использовать его возможности, отдавать себя любимой работе и отношениям с близкими нам людьми — но при этом внимательно прислушиваться к тому, что происходит в нашей душе. Посреди повседневных забот, мы можем делать паузы и напоминать себе: «Я бесконечно больше всего, что я делаю. Моя душа превосходит мой опыт, сумму моих переживаний и даже успех, которого я достиг. Передо мной лежат еще неизведанные просторы. Когда душа позовет меня, я с готовностью отвечу». © 2008 Андрей Яшурин



полная версия страницы